9 декабря

История города

Деятельность А. В. Суворова на Кубани неразрывно связана с историей основания населенного пункта под названием город Кропоткин (Краснодарский край). Именно по его указанию, тут, на берегу реки, установили первый сторожевой казачий пост, изначально укреплённый небольшим редутом.

Заселение прилегающей территории активно происходило уже с 1778 г., когда был устроен Романовский пост.

18 июня 1874 года с благоустроенной железнодорожной станции был отправлен первый поезд.

И, наконец, в 1894 году в Романовском хуторе провели первую перепись, согласно которой, на данной территории находилось уже 959 дворов и 8147 жителей.

Однако массовое переселение сюда на этом, конечно же, не закончилось, и в 1905 году там насчитывали уже 1619 дворов и около 20 тысяч человек.

4 февраля 1921 года Романовский хутор переименовали в город Кропоткин. Краснодарский край пополнился еще одной территориальной единицей, получившей свое имя в честь знаменитого на то время ученого, географа и геолога, теоретика анархизма П. А. Кропоткина.

Транспорт[ | код]

Автомобильный транспорт | код

Город Кропоткин имеет удобное географическое расположение. В системе населённых пунктов и прилегающих территорий он является центром, крупным транспортным узлом, в котором сходятся автомобильные дороги ФАД «Кавказ» Ростов — Баку и Темрюк — Краснодар — Кропоткин — Ставрополь.

Автомобильные дороги федерального и регионального значения, проходящие через Кропоткин:

М29 Р217 — федеральная магистральная автодорога М29 «Кавказ»

Р251 — автомобильная дорога регионального значения Темрюк — Краснодар — Кропоткин. И далее, не сворачивая, по ней же на Ставрополь, через Новоалександровск и Изобильный.

  • Автокасса («Казанская гора») на автодороге М29 «Кавказ», обслуживает транзитные и междугородные направления,
  • Автовокзал («Центральный рынок»), обслуживает в основном пригородные направления.

Железнодорожный транспорт | код

В городе Кропоткин расположена узловая железнодорожная станция Кавказская, входящая в Краснодарский регион Северо-Кавказской железной дороги.Станция имеет четыре направления железнодорожных линий:

  • Кавказская — Армавир-Ростовский — Невинномысская — Минеральные Воды
  • Кавказская — Усть-Лабинская — Краснодар I
  • Кавказская — Тихорецкая — Батайск — Ростов-Главный
  • Кавказская — Передовая — Палагиада — Светлоград — Элиста

На станции имеют значительную остановку все проходящие пассажирские поезда дальнего следования, так как на станции производится смена локомотивов, а также заправка водой пассажирских вагонов.

Городской общественный транспорт | код

Перевозчик: ОАО «Кропоткинская автоколонна № 1493»

Автобусные маршруты города Кропоткин:

  • № 1. Ж.д. больница – МЭЗ – Химзавод
  • № 4. Ж.д. посёлок – МЭЗ – Химзавод
  • № 5. Ж.д. больница – ДРСУ – ц. горбольница
  • № 6. Сан. Лесная школа – ж.д. больница – МЭЗ – Химзавод
  • № 7. АО «Виктория» — МЭЗ – Химзавод
  • № 8А. АО «Виктория» — Ц.горбольница
  • № 8. АО «Виктория» — МЭЗ – Химзавод
  • № 9. Ж.д. больница – ж.д. посёлок
  • № 11. Ж.д. посёлок – Ц.горбольница – МЭЗ
  • № 12. Дачи СТ «Радуга» — МЭЗ – Ворошилова
  • № 13. Ж.д. больница – Дачи «Мичурина»
  • № 14. Ж.д. посёлок – ул. Полевая

Кроме этого, в городе имеются частные такси.

История

С конца XVIII века на месте города находился военный «пост № 1 у Горелого Дуба», возле бывшего консервного завода, охранявший брод через Кубань, по которому совершали набеги черкесы. В 1879 году был образован хутор Романовский

, входивший в земли станицы Кавказской (центр станицы — в 8 км выше по течению Кубани), названный по имени донской станицы Романовской, откуда на службу прибыли казаки.

После строительства железной дороги в конце XIX века хутор Романовский

становится крупным торгово-транспортным центром. Вокруг станции Кавказская селились иногородние, происходил рост промышленности будущего города.

1778 — начало заселения на месте нынешнего города, когда в числе других укреплений был устроен Романовский пост №1 для охраны переправы через реку Кубань.

18 июня 1874 года отправление со станции первого поезда по Владикавказской железной дороге. Эта дата много лет считалась «датой рождения» хутора.

1894 год — Согласно первой переписи в хуторе Романовском насчитывалось 959 дворов, а проживало 8 147 человек. В конце 19 столетия хутор начал приобретать характерные черты города. Этому способствовало и строительство железной дороги.

1901 год — Ещё одна страница вписана в историю хутора Романовского: открыто движение по новой железнодорожной дороге Екатеринодар – Ставрополь. Это послужило очередным стимулом большого потока промышленников, торговцев и т.д.

1905 год — здесь уже насчитывалось 1 619 дворов и без малого 20 тысяч жителей. Сдано в эксплуатацию новое здание ж\д вокзала (которое до сегодняшнего дня считается самым красивым на Северокавказской железной дороге), клуб железнодорожников, первая библиотека общего пользования, железнодорожное училище, мужская и женская гимназии, электростанция, водопровод и т.д.

1912 год — на хуторе уже было 380 торговых заведений, 38 промышленных предприятий.

1917 год — К началу революции Романовский принял чёткие контуры города. Функционировали паровозное и вагонное депо (2 500 рабочих), станция первого класса, элеватор, пожарное депо, магазины и т.д.

4 февраля 1921 года хутор Романовский получил статус города и был названКропоткин в честь выдающегося учёного-естествоиспытателя, географа и революционера-анархиста князя Петра Алексеевича Кропоткина.

2 июня 1924 года город стал центром вновь образованного Кропоткинского района в составе Армавирского округа Юго-Восточной области.

1934 год — в связи с реорганизацией административных делений, город вошёл в состав Азово-Черноморского края (центр г. Ростов-на-Дону).

13 августа 1937 года — город Кропоткин районного значения Краснодарского края, имел свой райком, райисполком и некоторую самостоятельность в хозяйственной деятельности. При разукрупнении из Кропоткинского района выделились и стали самостоятельными районы: Кавказский, Гулькевический и Тбилисский.

Во время Великой Отечественной войны 4 августа 1942 года был оккупирован немецкими войсками. Освобождён 29 января 1943 года войсками Северо-Кавказского фронта в ходе Северо-Кавказской операции.

6 декабря 1943 года город был отнесён к категории городов краевого подчинения. В связи с этим центр Кропоткинского района 25 января 1944 года был перенесён в станицу Кавказская, а район переименован в Кавказский.

1956 год — центром района вновь стал город Кропоткин, фактически не входящий в его состав.

8 августа 2008 года город Кропоткин и Кавказский район были объединены в одно муниципальное образование, центром района вновь стал город Кропоткин.

Население[ | ]

Численность населения
1926 1931 1939 1959 1962 1967 1970 1973 1976 1979 1982 1986 1987
30 954 34 400 41 538 53 997 59 000 62 000 68 339 71 000 70 000 70 218 72 000 73 000 →73 000
1989 1992 1996 1998 2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008 2009
75 929 77 200 82 000 82 500 82 800 →82 800 79 185 79 200 79 600 79 800 80 000 80 500 80 766
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
80 765 80 800 80 599 80 285 80 030 79 795 79 664 79 152 78 631 78 149 77 655 77 074

На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 212-м месте из 1115городов Российской Федерации.

Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

Народ Численность, чел. Доля от всего населения, %
русские 74 610 92,38 %
армяне 3 046 3,77 %
украинцы 812 1,01 %
другие 1 725 2,14 %
не указана национальность 572 0,70 %
Всего 80 765 100,0 %

Город Кропоткин

Небольшой, но очень зеленый город в Краснодарском крае. Расположен на правом берегу реки Кубань в 145 км от Краснодара. Население города – около 80 тысяч. Один из значимых транспортных узлов Кубани.

В городе есть все для комфортного проживания. Городской общественный транспорт составляют 12 маршрутов. В достаточном количестве школы и сады. Так же для детей и подростков есть спортивные, музыкальные и прочие школы. Среднее профессиональное образование представлено пятью учреждениями, в числе которых юридический и медицинский техникумы.

Сфера развлечений состоит из стадионов, бассейна, спорткомплексов и площадки для картинга. В начале 2021 года стал функционировать кинотеатр «Мир». Ждут посетителей Дом культуры и Краеведческий музей.

Основные муниципальные здания города представляют собой архитектурные достопримечательности. Например, постройка действующего ЖД вокзала датируется 1903 годом. Интересно, что на территории Кропоткинского поселения сохранились древние курганы средних веков и бронзового века.

Город Кропоткин Краснодарского края расположен среди нескольких рек, на берегах которых можно поохотиться и порыбачить. Умелый охотник добудет здесь зайца, лису или степную дичь. Климат Кропоткина южный, достаточно теплый, чаще бывает хорошая погода. Зимы в городе стоят мягкие, а лето преимущественно жаркое. Обилие зеленых насаждений позволяет горожанам и гостям города чувствовать себя комфортно в летний зной.

Центральный рынок, обилие магазинов обеспечивают жителей города всем необходимым. Для души – Свято-Георгиевский храм (храм Покрова Богородицы). Ведется активное производство продукции молочным, маслоэкстракционным и пивоваренным заводами. Местное пиво довольно вкусное, по отзывам любителей пенного напитка. Еще работают мясо- и хлебокомбинат.

К сожалению, консервный завод разрушен, а фабрика бытовой химии уничтожена. Зато машиностроительный завод обеспечен заказами и производит разные станки и детали. Помимо этого, в Кропоткине продуктивно работает по официальному заказу Управления делами Президента РФ организация СП «Символъ», которая производит текстильную продукцию с государственной и корпоративной символикой.

Добраться из Краснодара в Кропоткин можно несколькими способами. На автомобиле время в пути составит около 2.5 часов. Трасса ровная, широкая и гладкая. На пути встречается масса заправок и кафе, могут быть камеры наблюдения и посты ДПС. Ежедневно ходят поезда. Время в пути составляет 3 часа в поездах дальнего следования и 2 часа на электричках и пригородных поездах.

Билеты на транспорт РЖД можно купить в кассах или на нашем сайте Краснодарский край ру. Круглосуточно ходят автобусы в этом направлении. Для того чтобы приехать сюда из Краснодара, можно выбрать подходящий способ передвижения и удобное время отправления.

Несмотря на то, что город Кропоткин не входит в число самых посещаемых туристами мест РФ, гости из ближайших областей здесь не редкость. Реже здесь бывают гости из-за рубежа, но все, кто когда-либо посетил то место, отзываются о нем с большой теплотой, отмечают красоту и уют города, его живописность. Всех долгожданных гостей встречает чарующий поющий фонтан возле вокзала.

Купить дом или автомобиль в Кропоткине можно, выбрав подходящий вариант среди объявлений сайта Краснодарский край ру. На спутниковой карте города с улицами и номерами домов можно увидеть адрес квартиры или дома, представленные к продаже. Карта города поможет выбрать апартаменты в любом районе.

Удобный интерфейс сайта бесплатных объявлений Краснодарский Край ру позволит подобрать недвижимость или автомобиль из всех предложений в этом городе. Объявления с подробным описанием и фотографиями позволит сделать выбор, не выходя из дома. Так же тут можно купить билеты на поезд, автобус или самолет. Все выгодные предложения – на одном сайте.

«Мемориальный комплекс Великой Отечественной Войны»

В «Парке имени 30-летия Победы» открыт мемориальный комплекс, посвящённый героям, которые отдали свои жизни в страшной войне с фашистскими захватчиками. Из тёмно-красных плит сооружено гигантское знамя, а территория перед ним выложена траурными плитами. По центру всего этого величия расположена звезда, в которой горит вечный огонь.

По обеим сторонам знамени установлены стелы, на которых увековечены имена героических кропоткинцев. Невдалеке расположены памятник «Героям Советского Союза» и «Аллея Памяти». Всё это великолепие выстроено на возвышенности, поэтому видно издалека. Ежегодно в мае сюда стекается большое количество народу, чтобы отдать дань и почесть погибшим.

Культура, достопримечательности[ | код]


Вид на город с колеса обозрения


Городской парк культуры и отдыха


У мемориала погибшим воинам

Кропоткин — живописный южный город — один из самых зелёных и благоустроенных городов Кубани, с богатой самобытной историей и множеством археологических памятников. Одной из главных архитектурных достопримечательностей Кропоткина является здание железнодорожного вокзала 1903 года постройки, с поющим фонтаном на привокзальной площади. Кропоткин бережно хранит свою историю, чем представляет большой интерес для любознательных туристов. На территории города и в его окрестностях сохранились до наших времён 16 курганов эпохи бронзового века и средневековья, и древние меотские городища. 36 зданий Кропоткина являются памятниками архитектуры, среди них красивый Свято-Покровский собор (храм Покрова Богородицы; 1913 года постройки) и самое красивое на юге России здание железнодорожного вокзала. В городе имеются памятники истории Великой Отечественной войны. Популярное место отдыха горожан — парк 30-летия Победы, а также городской парк культуры и отдыха.

  • кинотеатр «Мир» (возобновил свою работу в январе 2018 года);
  • городской Парк культуры и отдыха;
  • Дом Культуры;
  • мемориальный комплекс Великой Отечественной войны в парке 30-летия Победы;
  • историко-краеведческий музей;
  • Собор Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Свято-Георгиевский храм;
  • здание ЖД вокзала;
  • здание прокуратуры;
  • здание казачества;
  • здание Госбанка;
  • цветочные часы;
  • арбат.

Вокруг Кропоткина вдоль берегов степных рек Челбас и Бейсуг расположены обширные охотничьи угодья. В охотничий сезон здесь разрешена охота на степную дичь: зайца и лисицу. Рыбачить можно круглый год на всех водоёмах.

Знаменательные даты | код

  • 29 января 1943 года — день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков;
  • 14 марта 1921 года — хутор Романовский преобразован в город Кропоткин;
  • 18 июня 1874 года — от станции Кавказская отправился первый поезд;
  • вторые суббота — воскресенье сентября — День города Кропоткин.

Погода в городе Кропоткин по месяцам (таблица)

Ниже представлена таблица погоды в городе Кропоткин по месяцам. В таблице вы найдете такие параметры климата в городе Кропоткин, как средняя температура в городе Кропоткин по месяцам

, средняя влажность в городе Кропоткин по месяцам, средняя скорость ветра в городе Кропоткин по месяцам,количество солнечных дней в городе Кропоткин по месяцам,количество дождливых дней в городе Кропоткин по месяцам и другую информацию.

Дайте нам знать, полезна ли Вам эта таблица?Полезная таблица (3665)Нет (641)

Месяц Средняя температура Средняя влажность Скорость ветра Количество дней
Ясно Облачно Пасмурно Дождь Снег
Январь 0.0°С 84 % 3.1 м/с 5 18 4 2 1
Февраль +1.6°С 80 % 3.3 м/с 8 16 5 1
Март +6.7°С 71 % 3.5 м/с 9 15 5 1
Апрель +11.4°С 64 % 3.2 м/с 12 13 4 1
Май +17.4°С 66 % 2.8 м/с 12 13 3 1
Июнь +22.2°С 64 % 2.6 м/с 15 12 2 1
Июль +24.5°С 59 % 2.6 м/с 19 9 1 1
Август +24.5°С 49 % 3.0 м/с 24 5 1
Сентябрь +19.3°С 59 % 2.8 м/с 20 7 2
Октябрь +11.5°С 71 % 2.9 м/с 17 9 3 1
Ноябрь +4.7°С 80 % 3.3 м/с 13 12 4 1
Декабрь +1.8°С 85 % 3.4 м/с 7 17 5 2

Культура, достопримечательности[править | править код]

Вид на город с колеса обозрения

Городской парк культуры и отдыха

У мемориала погибшим воинам

Кропоткин — живописный южный город — один из самых зелёных и благоустроенных городов Кубани, с богатой самобытной историей и множеством археологических памятников. Одной из главных архитектурных достопримечательностей Кропоткина является здание железнодорожного вокзала 1903 года постройки, с поющим фонтаном на привокзальной площади. Кропоткин бережно хранит свою историю, чем представляет большой интерес для любознательных туристов. На территории города и в его окрестностях сохранились до наших времён 16 курганов эпохи бронзового века и средневековья, и древние меотские городища. 36 зданий Кропоткина являются памятниками архитектуры, среди них красивый Свято-Покровский собор (храм Покрова Богородицы; 1913 года постройки) и самое красивое на юге России здание железнодорожного вокзала. В городе имеются памятники истории Великой Отечественной войны. Популярное место отдыха горожан — парк 30-летия Победы, а также городской парк культуры и отдыха.

  • кинотеатр «Мир» (возобновил свою работу в январе 2018 года);
  • городской Парк культуры и отдыха;
  • Дом Культуры;
  • мемориальный комплекс Великой Отечественной войны в парке 30-летия Победы;
  • историко-краеведческий музей;
  • Собор Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Свято-Георгиевский храм;
  • здание ЖД вокзала;
  • здание прокуратуры;
  • здание казачества;
  • здание Госбанка;
  • цветочные часы;
  • арбат.

Вокруг Кропоткина вдоль берегов степных рек Челбас и Бейсуг расположены обширные охотничьи угодья. В охотничий сезон здесь разрешена охота на степную дичь: зайца и лисицу. Рыбачить можно круглый год на всех водоёмах.

Знаменательные датыправить | править код

  • 29 января 1943 года — день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков;
  • 14 марта 1921 года — хутор Романовский преобразован в город Кропоткин;
  • 18 июня 1874 года — от станции Кавказская отправился первый поезд;
  • вторые суббота — воскресенье сентября — День города Кропоткин.

Численность населения Кропоткина на 2021 год. Количество жителей Кропоткина

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Кропоткина Годы
79 800 человек 2006 год
80 000 человек 2007 год
80 500 человек 2008 год
80 766 человек 2009 год
80 765 человек 2010 год
80 800 человек 2011 год
80 599 человек 2012 год
80 285 человек 2013 год
80 030 человек 2014 год
79 795 человек 2015 год
79 664 человек 2016 год
79 152 человек 2017 год
78 631 человек 2018 год
78 149 человек 2019 год
77 655 человек 2020 год
77 074 человек 2021 год

График изменения численности населения Кропоткина:

В 2015 году в Кропоткине проживает примерно 79,8 тысяч человек. 

В 1894 году здесь жило 8 147 человек, а в 1901-м – почти 20 000. 

Больше всего среди кропоткинцев русских – 91,1% и армян – 4,1%. 

Этнохороним: кропоткинец, кропотчанка, кропоткинцы, кропотчане.

Транспорт

Геополитическое расположение города экономически выгодно. В системе населённых пунктов и прилегающих территорий он является центром, крупным транспортным узлом, в котором сходятся автомобильные дороги ФАД «Кавказ» Ростов — Баку и Темрюк — Краснодар — Кропоткин — Ставрополь, а также железнодорожные линии Ростов — Владикавказ, Ростов — Минеральные Воды, Кавказская — Ставрополь — Элиста, Краснодар — Кавказская — Адлер.

Узловая железнодорожная станция — локомотивное и вагонное депо, ремонтные мастерские. Станция имеет четыре направления железнодорожных линий:

  • Кавказская — Армавир-Ростовский — Невинномысская — Минеральные Воды
  • Кавказская — Усть-Лабинская — Краснодар I
  • Кавказская — Тихорецкая — Батайск — Ростов-Главный
  • Кавказская — Передовая — Палагиада — Светлоград — Элиста

На станции имеют значительную остановку все проходящие поезда дальнего следования, так как на станции производится смена локомотивов.

Вокзал на Северо-Кавказской железной дороге — станция Кавказская

Трассы федерального и регионального значения, проходящие через Кропоткин.

М29Р217 — федеральная магистральная автодорога М29 «Кавказ»

Р251

— автомобильная дорога регионального значения Темрюк — Краснодар —Кропоткин. И далее, не сворачивая, по ней же на Ставрополь, через Новоалександровск и Изобильный.

  • Автокасса («Казанская гора») на автодороге М29 «Кавказ», обслуживает транзитные и междугородные направления,
  • Автовокзал («городского пляжа»), молочный (ОАО «Кропоткинский молочный комбинат»), пивоваренный заводы, мясокомбинат(на его месте возводится картонажная фабрика), хлебокомбинат.
  • Химическая промышленность: фабрика бытовой химии(реорганизована и ликвидирована)
  • Машиностроение: «Кропоткинский машиностроительный ) — трубогибочные станки, дорны; установки горизонтального бурения УГБ-17; центраторы внутренние и наружные; станки обработки кромок; трубосварочные базы, станки очистки-намотки сварочной проволоки; лебёдки тяговые и скреперные (полиспасты, обоймы якорные, оголовки); котлы битумные БК (КАПЭ), печи-сушки; троллейные подвески, полотенца мягкие и троссовые, траверсы; оборудование для очистки и изоляции трубопроводов; другое спецоборудование для строительства и ремонта газонефтепроводов.
  • Производство стройматериаловК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2601 день ]
  • Лёгкая промышленность: СП «Символъ» — официальный поставщик Управления делами Президента РФ — производство государственной и корпоративной символики: флаги, гербы, вымпелы, знамёна, бейсболки, футболки и пр.

Население

Численность населения
1926 1931 1939 1959 1962 1967 1970 1973 1976 1979
30 954 34 400 41 538 53 997 59 000 62 000 68 339 71 000 70 000 70 218
1982 1986 1987 1989 1992 1996 1998 2000 2001 2002
72 000 73 000 →73 000 75 929 77 200 82 000 82 500 82 800 →82 800 79 185
2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
79 200 79 600 79 800 80 000 80 500 80 766 80 765 80 800 80 599 80 285
2014 2015 2016 2017 2018 2019
80 030 79 795 79 664 79 152 78 631 78 149

На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 212 месте из 1115городов Российской Федерации.

Национальный состав

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года:

Народ Численность, чел. Доля от всего населения, %
русские 74 610 92,38 %
армяне 3 046 3,77 %
украинцы 812 1,01 %
другие 1 725 2,14 %
не указана национальность 572 0,70 %
Всего 80 765 100,0 %

Общее описание объекта

Город Кропоткин, административный центр Кавказского района, расположен на Кубано-Приазовской низменности Краснодарского края в России.

Его точная площадь — 85,2 км². Принимая в расчет данные цифры, с уверенностью можно заявить о высокой плотности проживаемого тут населения, а это на сегодняшний день свыше 80 000 чел.

Его вполне можно назвать важным транспортным узлом Кубани. Тут пересекаются важнейшие автомобильные и железнодорожные маршруты нашей страны.

А в целом современный г. Кропоткин, достопримечательности которого не могут не завораживать, — это красивый, тихий, благоустроенный и активно развивающийся город. Не познакомившись с ним лично, даже трудно представить, что по общей площади всех зеленых насаждений он занимает почетное второе место региона после Анапы.

Также нельзя не отметить, что он имеет достаточно богатую самобытную историю и множество археологических памятников.

Общие сведения и история

Кропоткин расположен на востоке Краснодарского края, на правобережье Кубани, в 136 километрах к северо-востоку от столицы края. Является столицей Кавказского района, значительным транспортным узлом и динамично развивающимся городом. Площадь города — 85,2 км².

С конца 18 столетия на месте Кропоткина располагался военный «пост № 1 у Горелого Дуба» у брода через Кубань, в целях предотвращения черкесских набегов. В 1879 году здесь появился хутор Романовский на земле станицы Кавказской. Когда также в конце 19 века была проложена железная дорога, Романовский приобрел значение, как торгово-транспортный центр. Через некоторое время начала развиваться промышленность и торговля. В 1905 году было построено новое здание железнодорожного вокзала, благодаря чему он стал самым красивым на Северокавказской железной дороге. Также в том году появилась библиотека, железнодорожное училище, водопровод и так далее. В 1912-м на хуторе насчитывалось 38 промышленных предприятий и 38 торговых заведений. 

К 1917 году открылись элеватор, пожарное, вагонное, паровозное депо и так далее. В 1921-м хутор получил городской статус и название Кропоткин. Еще через три года он стал районным центром. 

Во времена ВОВ город был оккупирован немцами с августа 1942-го по 29 января 1943 года. 

(1842 – 1921).

Он был известным русским революционером, одним из теоретиков анархизма, социологом, географом и геологом.

Родился в семье генерала из древнего княжеского рода, был камер-пажом царя.

По окончании Пажеского корпуса служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

В течение пяти лет (исключая лишь небольшой период командировки в Петербург в 1864) П. А. Кропоткин неустанно проводит всесторонние географические исследования этой огромной, практически незнакомой науке, мало заселённой территории. Испытывая неимоверные трудности, он исследует бассейн реки Оки (Восточные Саяны), Патомское нагорье. Плавает по реке Сунгари в пределах Маньчжурии, по Амуру, изучая быт, хозяйство, культуру и социально-экономическое положение крестьян – добровольных переселенцев в регион, казачьи поселения Забайкальского казачьего войска и малых народов Восточной Сибири, остро подмечая наиболее существенные для науки особенности природы, быта, хозяйства, культуры, жизненного уклада.

В 1863 – 1864 гг. П. А. Кропоткин исследует обширный район южного Забайкалья и Северной Маньчжурии. В июне 1864 г. вместе с ботаником и метереологом Конрадом, астрономом Усольцевым, топографами Васильевым и Андреевым под видом купцов обследуют долину р. Сунгари, проводят глазомерную съёмку, дают описание берегов русла, составляют карту от устья до города Гирин.

В 1866 г. П. А. Кропоткин совершил самое значительное своё путешествие – от устья рюВитим до Читы, открыл Витимское и Патомское плоскогорья, несколько горных хребтов, собрал большой географический и геологический материал.

Ход и результаты экспедиции опубликованы П. А. Кропоткиным в «Записках Сибирского отдела РГО» в 1867 г.

После выхода в отставку закончил физико-математический факультет Петербургского университета и служил в Министерстве внутренних дел. Опыт исследователя, полученный в Сибири, он продолжил после выхода в отставку. В 1871 г. он исследует ледниковые формы рельефа в Финляндии и Швеции. По материалам исследования опубликован труд «Исследование о ледниковом периоде», получивший широкое признание и высокую оценку современников.

Свыше 40 лет провёл П. А. Кропоткин в изгнании, продолжая революционную деятельность, а в 1917 году он возвратился в Россию.

Память о П. А. Кропоткине чтят в нашей стране. Его именем названы город в Краснодарском крае, один из горных хребтов и посёлок городского типа в Иркутской области, улица, площадь, набережная, станция метро в Москве. Мемориальные доски установлены в Москве, на доме, где он родился, и городе Дмитрове, на доме, где он умер.

Наш горд носит имя Петра Алексеевича Кропоткина с 1921 года. Но много раньше, ещё с 1905 года, принимает хуторской сбор решение об отделении хутора Романовского от станции Кавказской, затем в 1906 году о преобразовании хутора в город с упрощённым городским управлением, позже, в 1908 году, возвращались к этому вопросу, а при советской власти – в 1920 году. Так длилась проволочка о выделении хутора Романовского в самостоятельную административную единицу. И лишь 14 марта 1921 года Азово-Черноморский облисполком принимает Постановление о преобразовании хутора Романовского в город, назвав его в честь умершего к тому времени Петра Алексеевича Кропоткина.

История

С конца XVIII века на месте города находился военный «пост № 1 у Горелого Дуба», возле бывшего консервного завода, охранявший брод через Кубань, по которому совершали набеги черкесы. В 1879 году был образован хутор Романовский

, входивший в земли станицы Кавказской (центр станицы — в 8 км выше по течению Кубани), названный по имени донской станицы Романовской, откуда на службу прибыли казаки.

После строительства железной дороги в конце XIX века хутор Романовский

становится крупным торгово-транспортным центром. Вокруг станции Кавказская селились иногородние, происходил рост промышленности будущего города.

1778 — начало заселения на месте нынешнего города, когда в числе других укреплений был устроен Романовский пост №1 для охраны переправы через реку Кубань.

18 июня 1874 года отправление со станции первого поезда по Владикавказской железной дороге. Эта дата много лет считалась «датой рождения» хутора.

1894 год — Согласно первой переписи в хуторе Романовском насчитывалось 959 дворов, а проживало 8 147 человек. В конце 19 столетия хутор начал приобретать характерные черты города. Этому способствовало и строительство железной дороги.

1901 год — Ещё одна страница вписана в историю хутора Романовского: открыто движение по новой железнодорожной дороге Екатеринодар – Ставрополь. Это послужило очередным стимулом большого потока промышленников, торговцев и т.д.

1905 год — здесь уже насчитывалось 1 619 дворов и без малого 20 тысяч жителей. Сдано в эксплуатацию новое здание ж\д вокзала (которое до сегодняшнего дня считается самым красивым на Северокавказской железной дороге), клуб железнодорожников, первая библиотека общего пользования, железнодорожное училище, мужская и женская гимназии, электростанция, водопровод и т.д.

1912 год — на хуторе уже было 380 торговых заведений, 38 промышленных предприятий.

1917 год — К началу революции Романовский принял чёткие контуры города. Функционировали паровозное и вагонное депо (2 500 рабочих), станция первого класса, элеватор, пожарное депо, магазины и т.д.

4 февраля 1921 года хутор Романовский получил статус города и был названКропоткин в честь выдающегося учёного-естествоиспытателя, географа и революционера-анархиста князя Петра Алексеевича Кропоткина.

2 июня 1924 года город стал центром вновь образованного Кропоткинского района в составе Армавирского округа Юго-Восточной области.

1934 год — в связи с реорганизацией административных делений, город вошёл в состав Азово-Черноморского края (центр г. Ростов-на-Дону).

13 августа 1937 года — город Кропоткин районного значения Краснодарского края, имел свой райком, райисполком и некоторую самостоятельность в хозяйственной деятельности. При разукрупнении из Кропоткинского района выделились и стали самостоятельными районы: Кавказский, Гулькевический и Тбилисский.

Во время Великой Отечественной войны 4 августа 1942 года был оккупирован немецкими войсками. Освобождён 29 января 1943 года войсками Северо-Кавказского фронта в ходе Северо-Кавказской операции.

6 декабря 1943 года город был отнесён к категории городов краевого подчинения. В связи с этим центр Кропоткинского района 25 января 1944 года был перенесён в станицу Кавказская, а район переименован в Кавказский.

1956 год — центром района вновь стал город Кропоткин, фактически не входящий в его состав.

8 августа 2008 года город Кропоткин и Кавказский район были объединены в одно муниципальное образование, центром района вновь стал город Кропоткин.

Экономическая ситуация города и региона

Пищевую промышленность населенного пункта составляют: несколько маслоэкстракционных фабрик, молочный, консервный и пивоваренный заводы, а также мясокомбинат и хлебокомбинат. Фабрика бытовой химии относится уже к химической промышленности.

Благодаря Кропоткинскому заводу в городе стремительно развивается машиностроение. Сейчас на заводе постоянно производятся:

  • трубогибочные станки, дорны;
  • внутренние и наружные центраторы;
  • тяговые и скреперные лебедки;
  • трубосварочные базы, различные станки, печи-сушки;
  • троллейные подвески, мягкие и тросовые полотенца, траверсы;
  • оборудование для изоляции и очистки трубопроводов;
  • множество других видов спецоборудования, предназначенного для строительства и ремонта газонефтепроводов.

Легкая же промышленность занимается производством предметов государственной и корпоративной символики, такой как гербы, флаги, знамена, вымпелы, футболки, бейсболки и т. д.

Транспортная система

Нельзя не отметить, что на сегодняшний день город Кропоткин имеет экономически выгодное геополитическое расположение. Он является административным центром нескольких населенных пунктов и близлежащих территорий, а также крупным транспортным узлом, где сходятся автомобильные дороги и железнодорожные линии.

Функционируют четыре достаточно востребованные железнодорожные линии. На станции производят остановку и смену локомотивов все проходящие поезда, следующие на более дальние расстояния.

Кроме этого, тут проходят трассы регионального и федерального значения (М29, Р217, Р251)

На автодороге М29 «Кавказ» автостанцией («Казанская гора») обслуживаются междугородние направления. Пригородные же в основном обслуживает автовокзал («Центральный рынок»).

По городу курсируют автобусы, маршрутный транспорт и такси.

Экономика[ | ]

  • Центр пищевой промышленности: три маслоэкстракционных, консервный (разрушен полностью, строительный мусор свален на берег станицы Кубани «городского пляжа»), молочный (ОАО «Кропоткинский молочный комбинат»), «Кропоткинский пивоваренный завод» был основан немецкими пивоварами в 1908 году, ООО «Кубанская картонажная фабрика» — современное предприятие, выпускающее широкий ассортимент продукции из гофрированного картона (построена на месте мясокомбината), хлебокомбинат (ликвидирован);
  • Химическая промышленность: фабрика бытовой химии (реорганизована и ликвидирована);
  • Машиностроение: «Кропоткинский машиностроительный ) — трубогибочные станки, дорны; установки горизонтального бурения УГБ-17; центраторы внутренние и наружные; станки обработки кромок; трубосварочные базы, станки очистки-намотки сварочной проволоки; лебёдки тяговые и скреперные (полиспасты, обоймы якорные, оголовки); котлы битумные БК (КАПЭ), печи-сушки; троллейные подвески, полотенца мягкие и тросовые, траверсы; оборудование для очистки и изоляции трубопроводов; другое спецоборудование для строительства и ремонта газонефтепроводов.
  • Производство стройматериалов[источник не указан 2625 дней ]
  • Лёгкая промышленность: СП «Символъ» — официальный поставщик Управления делами Президента РФ — производство государственной и корпоративной символики: флаги, гербы, вымпелы, знамёна, бейсболки, футболки и пр.

Образование

Среднее профессиональное образование

  • ГБПОУ КК “Кропоткинский медицинский колледж”
  • ГБПОУ КК “Кропоткинский техникум технологии и железнодорожного транспорта (бывшее ПУ-8)
  • Кропоткинский филиал ГБПОУ КК “Брюховецкий аграрный колледж”
  • Кропоткинский филиал ЧПОУ “Ставропольский гуманитарно-технический колледж”
  • ПОО ЧУ “Юридический техникум” г. Кропоткин

Среднее общее образование

В городе функционируют 10 средних общеобразовательных школ (№1 им. С. В. Целых, №2 им. К. К. Рокоссовского, №4, №5 имени А. П. Чехова, №6, №7 им. П. Н. Степаненко, №11, №16, №17, №44 имени П. Г. Поветкина), два лицея (№3 имени М. В. Ломоносова и №45 им. С. П. Королёва), ГБОУ КШИ “Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г. Н. Трошева”[уточнить].

Дошкольное образование

На территории города Кропоткин функционируют 16 муниципальных детских дошкольных учреждений (детские сады №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18) и одно ведомственное учреждение дошкольного образования ОАО “РЖД” (детский сад №94).

Дополнительное образование

  • Центр внешкольной работы;
  • Станция юных натуралистов;
  • ДЮСШ «Содружество»;
  • ДЮСШ «Смена»;
  • ДЮСШ «Юность»;
  • ДЮСШ «Олимп»;
  • ДЮСШ «Спартак»;
  • Детская музыкальная школа №1 имени Г. В. Свиридова;
  • Детская музыкальная школа №2.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector